
2015 (6-й год)
Мой шестой год на стоках начинался в очень благоприятной обстановке (много картинок в топах, средний доход $4300 в месяц). Хоть это и не было в чистом виде «пассивным» заработком, но можно было пахать намного меньше, чем в начале. Я понемногу подкидывала «дровишки» в стоковую топку, а в свободное время много путешествовала, занималась самообучением и хобби из смежных областей (рисование, фотография) без оглядки на срочную окупаемость.

Первые три месяца я провела в ЮВА и наснимала коллекцию тревела и зверушек из зоопарков. Это было скорей развлечение, но на стоки я их тоже залила на пробу. Кроме того я решила пощупать вектор, делая упрощенные римейки своих фруктов. Я видела, как мои покупатели мастерили их сами: ставили фото на этикетку продукта, а простой в одну-две краски вектор — на картонную коробку. Однако спрос на такое оказался невелик, да и векторщик я слабый, так что продажи не впечатляли.



Я прикинула, куда еще можно податься, и начала грузить на GraphicRiver (Envato) и Alamy, и параллельно — в принтшопы RedBubble и Zazzle, которые для меня стали чем-то вроде стоков третьего эшелона: какие-то копейки капали в основном за наклейки с фруктами.
Я завела аккаунт на Behance, чтобы в какой-то мере прорекламировать свой портфель, и иногда оттуда начали стучаться заказчики. Некоторые предложения приятно щекотали самолюбие: от Данона и Нестле! — но я была сыта по горло фрилансом, поэтому отказывалась. К тому же, как показывал опыт, микростоки были для меня намного выгоднее работы на заказ.
Параллельно с экспериментами я успешно разрабатывала свою основную нишу, и финансово год вышел похож на предыдущий, добавив к среднемесячной «зарплате» баксов 100.
Главным и довольно неожиданным событием 2015-го стал мой переезд из России, и связан он был именно со стоками. Более подробно об этом я уже писала здесь, а вкратце моей целью было вывести свой бизнес в более спокойную юрисдикцию, обезопасив от экономических санкций, инет блокировок и неадекватного законодательства. Тогда, после Крыма, уезжали многие профессионалы и целые компании, часть из которых осела на Кипре. Мне было всё равно куда, Кипр казался самым простым в смысле документов и денег. Как выяснилось позже, он подошёл и по другим критериям: климат, географическое положение, культура и язык,— но на момент отъезда я ничего про это не знала. Решение было стремительным и довольно интуитивным, в июне 2015 я приехала в Лимасол и с тех пор здесь живу.

2016 (7-й год)
Весь год я методично пинала свой конвейер с овощами-фруктами, и он выдал очень неплохой рост, так что среднемесячная «зарплата» добралась аж до $5200. (Разумеется, это не означало однаковую сумму каждый месяц: колебания продаж всегда были значительны и на Шаттере составляли ~25% в минус и в плюс от средней цифры). Делала я, как и раньше, немного: ~250 картинок за год, но хороших.

Походы на рынок обычно выглядели так:

Другие темы продавались так себе, и совсем без расшир и синглов. Интереса прокачивать вектор я в себе не нашла, так что это направление свернула. Прошлогодние зоопарки и тревел окупили расходы на ретушь, ключевание и загрузку, но в смысле качества были, конечно, не высший класс и шли значительно хуже фруктов. Сейчас я иногда снимаю стрит и зверушек, но зеркалку с собой таскаю всё реже (хватает мобилки) и на стоки почти не заливаю.

Меня позвал к себе принтшоп DesignByHumans, но это сотрудничество ни к чему не привело: продаж почти не было, и через годик я его забросила. Такая же история случилась и с Society6: загрузка геморная, продаж нет. Тем временем Zazzle с RedBubble'ом плелись в хвосте мелкостоков, продавая наклейки вдвоём баксов на 40 в месяц.
Параллельно я занималась совершенно нестоковым рисованием, со всё большим энтузиазмом. То, что когда-то начиналось в режиме «одна картинка в месяц» постепенно перешло в почти ежедневный процесс. Я пробовала разные материалы, участвовала в онлайн марафонах и оффлайн воркшопах, а потом занялась с братом книжкой фэнтези-рассказов (его текст, мои иллюстрации). Мне нравилась эта двойственность, когда одной рукой я делала очень востребованные и совершенно бездушные стоковые фотки, типа голливудского кино, а другой рукой — странный некоммерческий как бы артхаус ради самовыражения и поиска себя.

На Кипре жилось на удивление приятно, хотя, конечно, приходилось чаще шевелиться и выпинывать себя из зоны комфорта. Я получила очередной годовой внж, устраивала быт, тренировала разговорный английский и собирала с нуля новый круг общения. Стокеров вокруг не было, но нашлись художники, фотографы и дизайнеры, и мне очень нравилась эта международная мультикультурная среда. Оказывается, мне всю жизнь её не хватало. Ещё я обнаружила, насколько важен климат. Московская грязная зима за полгода высасывала из меня немыслимое количество сил, душевных и физических, а Кипр их наоборот давал, ежедневным солнцем в окно. ☀️

2017 (8-й год)
Этот год, как и предыдущий, был весьма удачным: стоки исправно крутились, пару раз случался BME, среднемесячная зарплата подросла еще баксов на 300. При этом размер портфеля не добрался даже до 2000 картинок, что конечно очень необычно, и я гордилась такой эффективностью.

Основные кормильцы (Шаттер, Фотолия и Айс) вели себя стабильно, весь движняк происходил на мелкостоках (они приносили в сумме 15-20% продаж). Creative Market позвал в свою программу CM Pro, которая впрочем протянула недолго, успев принести баксов 200. Canva начала брать невменяемый австралийский налог 30% и продавала с каждым месяцем всё хуже (а так бодро всё начиналось!). Вместе со многими другими авторами меня выперли из ФотоДюны (раздел Envato, который они закрывали на реконструкцию), и потом обратно не взяли, несмотря на неоднократные заявки. Я частично перезалила портфель на их же GraphicRiver, но он был совсем дохлый. Colourbox окончательно сдулся, и я закрыла там аккаунт, а взамен открыла на Pond5, который помимо видео начал продавать фото.
Когда стоковая рутина надоедала, я развлекалась непрактичным фотошопством — просто из любопытства, посмотреть что получится. Проще сразу отснять качественный исходник, но мне было интересно взять паршивый и повозиться с ретушью:

Исходники одни и те же, разная ретушь:

Я часто путешествовала и видела свои работы в каждой стране, куда заезжала туристом. От Парижа до Сингапура в любом супермаркете есть хотя бы одна моя картинка — география стоков воистину впечатляет.



Одновременно я рисовала всякое некоммерческое, участвовала в онлайн марафонах и иллюстраторских тусовках, мы с братом доделали и напечатали нашу книжку. Это было как в детстве, мы всегда что-то придумывали, только теперь у нас было гораздо больше умений и возможностей. Разумеется, меня такие проекты вдохновляли гораздо больше, чем стоки, я готова была с утра до ночи выдавать «чистое искусство». 😂 Там тоже бывала и рутина, и неудачи, и горящие сроки, и много труда, — но психологическая отдача колоссальная, невозможно оторваться. Что тут поделаешь — когда прёт доводы разума бессильны. 😂 Как могла, старалась соблюсти компромисс и работу сильно не запускать.


2018 (9-й год)
Год начался весело, в феврале мне поставили диагноз онкология.
На самой ранней стадии, нашли случайно во время планового УЗИ. Не гоняла б я себя добровольно раз в год на техосмотр — и не нашли бы, и через сколько-то лет пришел бы мне большой пиздец. А так легко отделалась, в общем.
О том где лечиться я долго не думала. Протоколы во всем мире одинаковы, и в Москве есть хорошие хирурги (по знакомству или как повезёт), но вот качество лекарств в условиях «импортозамещения» вызывало большие сомнения, нафиг такие риски. Кроме того, я не хотела застревать в Москве надолго, чтоб не прервать свой внж. Я лечилась на Кипре, это заняло около 8 месяцев. Несмотря на начальную стадию, огребла всего понемногу: операцию, химию, лучевую и гормональную терапию — полный «фуршет». 😂

По условиям моей очень скромной медстраховки я должна была платить за всё из своего кармана в надежде, что потом часть этих трат мне возместят. В сумме это обошлось примерно в 15 000 евро, хорошо, что они у меня были. Страховая потом вернула половину, но ооочень медленно — последнюю выплату я получила спустя год(!) после окончания лечения.
Конечно, лечение с деньгами и без них отличаются весьма существенно. Я вспомнила, как работала когда-то по найму от зарплаты до зарплаты, представила, как бы развивалась эта история в тех условиях, и пришла в ужас. Не могу передать, насколько я благодарна стокам за то, что они позволили мне всё это не просто пережить, но и с максимальным комфортом, в наилучших возможных условиях.

Работать я, естественно, не бросила, грузила как всегда пунктуально, правда совсем не снимала нового и выезжала на (довольно добротных) симилярах. Химия, конечно, та ещё дрянь, и радиация тоже, но когда гибкий график и не надо ездить в офис, то это вполне совместимо с работой. О здоровье я никому особо не рассказывала, кроме семьи и некоторых друзей, продолжала по возможности ходить в рисовальную студию и встречаться с людьми, даже план поездок чудесным образом вписался. Для душевного баланса мне было важно сохранить обычный образ жизни. Волосы, конечно, выпали, но никто вроде и не понял, что я проходила полгода в парике. Потом уехала в отпуск в Гонконг и вернулась оттуда с забавной короткой стрижкой.

В августе (как раз между химией и лучевой) Шаттер преподнёс сюрприз: внезапно отключились синглы. 60% всех стоковых продаж у меня приносит именно он, и половина из них — дорогие лицензии. Жирные синглы падали каждый день, и вдруг аномалия: пустая колонка в таблице, и так несколько недель подряд. Потом, задним числом, какие-то цифры там появились, очевидно еще и статистика глючила, но с реальными продажами тоже были проблемы: синглы и расширы резко упали вдвое, что заметно подкосило месячный доход. Не знаю, что это было, вероятно Шаттер подкрутил корпоративные тарифы, и это больно ударило по портфелям типа моего. Но интересно, как меняется перспектива. В 2012 во время моего предыдущего стокового кризиса падение было меньше, а воспринималось с куда большим драматизмом. Теперь же мне было просто не до того, решила: долечусь и что-нибудь придумаю. К октябрю ситуация немного выправилась, в ноябре снова немного упала, а потом наступило обычное предновогоднее затишье и было неясно, куда вообще всё движется. Этот год впервые не принес финансового роста: в 2018 стоки заработали столько же, сколько в предыдущем.
Творческие проекты всё это время я тоже не бросала, более того — они мне стали необычайно дороги, важней всего на свете. Это был, конечно, эскапизм, но какой-то позитивный. Хотелось тратить жизнь на что-то интересное, а не на мысли и разговоры о болячках. Через 10 дней после операции врачи разрешили мне улететь на книжную ярмарку в Болонью, это была давно запланированная поездка с друзьями-иллюстраторами для расширения кругозора. В течение года я вела дневник в картинках, где метафорически отражались мои приключения, писала сценарий к давно задуманному комиксу, опубликовала пару обзоров худматериалов (про чернила и про перьевые ручки), а во время химии сделала очень прикольный проект с текстами и рисунками для очередного онлайн марафона.


Подобные испытания необычайно ценны, я считаю: это момент истины, всё расставляет по местам. Сразу становится кристально ясно, что важно, а что нет. Самое время произвести ревизию жизни и, может, что-то изменить, пока не поздно. Я поразмыслила и поняла, что устроила всё как хотела. Работа, творчество, то как и чем я живу — всё это правильно, мне не о чем жалеть и нечего менять. Думаю, поэтому я и провела тот год без депрессий, относительно спокойно и на удивление плодотворно.

2019 (10-й год)
К весне последствия прошлогоднего кризиса стали очевидны: расшир и синглов на Шаттере действительно стало меньше, и общий заработок упал до уровня 2015/16 года, составив ~$4800 в месяц. Я приняла этот факт со смирением, поскольку чувствовала и свою вину: действительно недостаточно работала, и не только в прошлом году, но и до того. Я решила перетряхнуть свой рабочий процесс, кое-что оптимизировала, докупила аппаратуры, стала больше снимать и чаще грузить. О результатах этого шевеления пока говорить рано, но у меня хотя бы совесть чиста, делаю что могу.

Я полностью переоформила свой магазин на Creative Market, который до того использовала тупо как сток: грузила по одной картинке, не заморачиваясь с сетами и обложками. Теперь заморочилась и получила сертификацию примерно на треть портфеля (очень медленно, с тупыми отказами и перепиской с саппортом). Повлияло ли это на продажи пока трудно сказать, но в поисковой выдаче сертифицированные товары имеют явные преимущества. В целом Креатив показывает у меня тенденцию к росту в последние годы, равно как и Адобе (выкуп ими Фотолии явно пошел ей на пользу), а Айс, 123RF, Canva и Dreamstime очевидно идут на снижение. Я снова прикинула, куда залить портфель, зарегилась на Freepik и отправила туда непрофильные темы (тот самый тревел и зоопарки). Сток живой, но приемка паршивая (берут половину) и отдача копеечная. Из принтшопов гружу на RedBubble (самый удобный, ~$70 в месяц от продажи фруктовых наклеек) и Zazzle (~$30). При моем типе контента это, похоже, их потолок.
Вот все стоки, с которыми я сейчас работаю, и их вклад в общий доход:

У меня наконец дошли руки заняться проблемой пиратства, которое приняло вопиющие размеры. В саппорт я писала и до того, но в свободной форме и редко, а тут составила свой вариант DMCA Notice и прошерстила базу Шаттера (и немного Адобе и Айса), набрав целый мешок ворованных у меня фотографий или обведенных по ним векторов.
Главным событием этого года был перевод моего стокового бизнеса... ну, собственно, в бизнес. Я зарегистрировала компанию и передала ей авторские права. Пришлось много общаться с юристами, стоками, банками, пейпалом, кипрской и американской налоговой — это не особо приятно, но сам факт постоянно вызывал у меня улыбку. Я теперь не просто бродячий дезигнер, я владелец Chaotic Design. Название предельно точно отражает мой профессиональный и творческий путь (и D&D алайнмент). 😂

Тем временем мои побочные некоммерческие проекты становились всё амбициознее, я наконец начала рисовать давно задуманный комикс по мотивам дантова «Инферно» — пост(пост)модернистский фарс, построенный на цитатах и мемчиках. Идея пришла мне в голову еще в 2016, но тогда не хватало умений. Три года я разрисовывалась на другом, писала сценарий и собирала рефы. В 2018-м дорогое мироздание намекнуло, что может и вправду отправить меня в ад рисовать с натуры. Предложение оценила, но спасибо, «не сегодня». ))

Эксперименты с материалами закончились: я купила iPad Pro, освоила ProCreate и полностью перевела своё рисование в цифру. Участвовала в иллюстраторских движухах онлайн и оффлайн, рисовала inktober и побывала на слёте урбан-скетчеров в Амстере.
Я продолжаю чётко разделять работу и творчество. Конечно, было бы удобно, если бы личные творческие интересы хотя бы частично совпадали с коммерческими, но в моем случае так не получается: меня совсем не привлекает мейнстрим. И пока я играюсь со своими странными и крайне нерентабельными инди-проектами, что-то другое должно меня кормить. Спасибо стокам, что они столько лет прикрывали мне тыл и позволяли свободный творческий поиск без страха помереть с голоду — я очень благодарна им за это. Конечно, если бы я занималась только работой, мой доход был бы больше, но хватило бы меня ненадолго. ))
Все мои коллеги сталкиваются с этой проблемой и решают её по-разному. Стоки — весьма специфический рынок, где хорошо продаётся глянец, шаблонные трендовые сюжеты, простые идеи и всякая милота. Бывают иллюстраторы и фотографы, которым действительно такое очень нравится, и у них нет других творческих амбиций. Для остальных же, включая меня, стоковая работа — это шаткий компромисс между тем, что нужно покупателю и тем, что нормально (хотя бы не противно) делать тебе. Во фрилансе компромисс такой же, но там всё же есть шанс встретить интересного заказчика и необычный проект. А у стокеров, фигачащих с утра до ночи симиляры, шансов нет и риск выгорания исключительно высок. Поэтому так важно переключаться на что-нибудь другое: фриланс, волонтерство, онлайн-марафоны, личные проекты. Стоки — кормильцы для тела, но не для души.

2020
Год только начинается, и я понятия не имею, каким он будет. Всё дальше куда-то рухнет? Или выправится? Я найду новую золотую жилу, какую? Сколько просуществует мой Хаотик Дизайн? Внж, паспорт, в какой стране я буду жить? Не помру ли я в ближайшее время от какого-нибудь рецидива? Дорисую ли я наконец это чёртово Инферно? Непонятки на каждом шагу, они интригуют почище любого сериала. Считайте это анонсом следующего эпизода, расскажу через пять лет. 😂
Моя история со стоками — случай, очевидно, нечастый. Видимо, я что-то делала правильно, но что? Картинки, конечно, хорошие, но мы ведь знаем, что этого недостаточно. Я не прочь поделиться опытом и нанести пользу сообществу, но голова моя несколько, хм, «на своей волне», и мои рабочие приёмы и принципы часто оказываются неэффективны в чужих руках. Например, такие:
- Я самоучка почти во всём что касается визуалки (график-дизайн, фотография, иллюстрация, ретушь, верстка, препресс), у меня нет никакого формального образования в этих областях. Иногда участвую в каких-нибудь мастер-классах, но трудно сказать, какой от этого толк. Мне эффективней учиться по собственному плану и прямо в процессе работы. В основном это reverse engineering: изучить чужие образцы, понять как они устроены и сделать по-своему/лучше.
- Я не делаю случайных картинок в надежде, что кто-нибудь их возможно купит один раз непонятно для чего. Я знаю, кто и зачем покупает мои работы, и стараюсь делать только очень качественный и нужный продукт с прицелом на сотни и тысячи продаж. Конечно, получается не всегда, но цель такая.
- На стоках я не фотограф и не иллюстратор, я посередине. Всё что я делаю — это коллажи, отфотошопленные самым безжалостным образом. Меня часто спрашивают, сколько времени нужно потратить, чтобы сделать одну такую картинку. Понятия не имею. Сколько нужно для пользы дела, столько и трачу, не считая времени и сил.
- Из-за трудоемкости я всегда грузила очень мало, но регулярно и никогда не делала перерывов больше пары недель. Я называю это «методом капельницы». 😂
- У меня очень маленький портфель (2350 за 10 лет) — это значит, что ключевание и загрузка просты и не занимают много времени (ключи пишу в EXIF, гружу через веб-интерфейсы или фтп). Такой портфель легко заливать на новые стоки и делать массовые правки, если захотелось экспериментнуть с ключевиками. Топов много, они очень долго не тонут, и их часто покупают по дорогим лицензиям. Но это также значит, что новые работы плохо видны в поиске и их продажи раскачиваются очень медленно.
- Я гружу на все стоки, приносящие хотя бы двадцатку баксов в месяц («десять старушек — уже рубль»), никогда не участвую в массовых акциях, бойкотах и удалениях портфелей.
- Я не смотрю стоковые топы, поскольку нахождение в них картинок мне ни о чем не говорит. Учитывая, как Шаттер перемешивает выдачу, там может всплывать что угодно. Вместо этого я интересуюсь конечными продуктами: рекламой, упаковкой и другим график-дизайном. Для меня полки магазинов и Behance — гораздо более информативные вещи, чем первая страница Шаттера и м-ранк.
- Я не бегаю каждый день смотреть статистику и вообще берегу нервы. Стоки дело неспешное, вблизи заметна только рябь (случайные колебания продаж), а тенденции видны на расстоянии.
- Я держалась в стороне от стоковых сообществ, пока мои успехи не стали значительно выше средних. Психологически проще не иметь никаких ожиданий и чужих финансовых ориентиров. Я и сейчас не веду большой социальной активности: не преподаю, не консультирую, не организую студий, не нанимаю помощников.
- К сожалению, по складу характера я совсем не электровеник, энергии у меня всегда было удручающе мало. Выкручиваюсь за счет экономии (делать только самое важное) и хорошего знания собственной психологии. Фотошопинг, например, почти не тратит внутренних «батареек», а социальные контакты (скажем, с заказчиками) опустошают их очень быстро.
- Планирование, дисциплина, усидчивость, стрессоустойчивость, баланс между рабочей рутиной, творчеством и остальной жизнью — это важные проблемы, с ними сталкиваются все творческие профессионалы. Я, по счастью, многое успела разрулить до стоков, пока работала в штате издательств и на фрилансе.
- Ну и, last but not least, я пришла на стоки 10 лет назад. Многие мои тогдашние картинки до сих пор продаются, и как ни крути Шаттер выдачу, всё равно у меня большая фора перед новичками. В 2010 году этот рынок тоже не был простым, я не припомню, чтобы можно было загребать мильоны, заливая шлак — впахивать нужно было всегда. Но сейчас конкуренции стало значительно больше, рынок перенасыщен и стал сильно зависим не только от качества контента, но и от поисковых машин. Это не значит, что там больше нельзя заработать — всё равно можно, но когда рынок меняется, приёмы работы должны меняться вместе с ним.
Наблюдая за опытными коллегами, я, конечно, вижу что-то общее: все они профессионалы и трудоголики, умеют делать очень хороший товар на нужные покупателям темы. Но и эти качества, разумеется, не гарантируют успех, а лишь дают шанс на него. Микростоки — это бизнес, и в нём не бывает гарантий. Это рынок с обманчиво легким входом, который на самом деле очень непростой, с дикой конкуренцией и непредсказуемыми алгоритмами, где никогда не будет покоя, стабильности и действительно «пассивного» дохода, а разброс «зарплаты» у авторов отличается на порядки, где-то от 10 баксов в месяц до 10 тысяч. И это не офисные «с девяти до пяти» — это стиль жизни, он засасывает тебя целиком. Все занятия так переплетены, что невозможно отделить работу от хобби и от обучения; непонятно, где на 100% «польза», а где «баловство» и что пригодится в долгосрочной перспективе, и выходные мало отличаются от будней. Если всё это не вызывает азарта, а наоборот пугает и напрягает, лучше поискать более традиционные способы себя прокормить.

(Мой старый боевой товарищ Фотошоп: вместе 25 лет. И в игре, и в работе, и в печали, и в радости — это была любовь с первой *фотожабы*. Он мне жизнь изменил, безо всяких преувеличений. Он потрясающий. Спасибо ему.)
Своеобразный, конечно, стиль жизни. Один в поле воин, сам за себя, ежедневное сражение. Неуверенность и неопределенность временами давят на нервы, но это справедливая плата за свободу. Я оглядываюсь назад — ох блин, 10 лет полировала яблоки-на-белом-фоне. :))) Но вместе с тем, это были лучшие годы моей жизни. И самое интересное — я ничего такого не планировала и не мечтала. Когда-то, в прошлом веке ещё, играя с фотошопом в ночи после работы и универа, я не собиралась делать из него профессию, а потом еще одну, работать из дома, на себя, в интернете, а потом уехать на какой-то остров в Средиземном море. Тогда и интернета-то не было! Будущее так туманно, фиг чего увидишь дальше вытянутой руки. Но шаг за шагом, незаметно, можно в удивительные дали ушагать.
Шагаем дальше. Всем спасибо за внимание, следующий отчет через 5 лет. ;)

← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →