Аня Кучерова (6ruk) wrote,
Аня Кучерова
6ruk

*Чудо в перьях*

Кто читал мой предыдущий обзор, знает, что я выполняю эпический квест: найти идеальные (для себя) водостойкие чернила, годные к заправке и в пенбраш, и в перьевую ручку. Сначала я сгребла все доступные марки и проверила их на цвет и водостойкость (и большинство забраковала), а теперь вторая часть: я взяла популярные бюджетные ручки и проверила, какие из них мне нравятся и какие чернила с ними работают. Под катом перекрёстный тест 8 ручек и 5 чернил (плюс еще несколько), велкам. :)

refill.jpg

Кстати, в догонку к прошлому обзору я прикупила еще десяток банок и добавила в него выкраски (теперь там 33 марки).



Для начала, во избежание путаницы: я называю "чернилами" и собственно чернила (карбоновые, пигментные), и тушь (акрил, шеллак) -- потому что мои источники англоязычные, они всё называют просто "ink". Большинство водостойких чернил для заправки в ручки не предназначены, о чем производители честно предупреждают. Они гуще обычных, плохо текут, забивают проток, и если высохнут внутри -- ручке конец. Что, конечно, не должно останавливать от экспериментов, просто имейте в виду риски, когда будете заливать всё подряд в свой золотой Паркер. Важно, чтоб из ручки можно было вынуть перо и фидер, иначе невозможно ее как следует промыть. Мои разбираются все (кроме Пилота), можете представить, сколько раз я их для этого обзора разбирала и чистила! )))

В общем, позаливала я все свои самые чёрные и самые водостойкие чернила во все свои ручки, погоняла тесты и занесла результаты в табличку, отметив зеленым работающие комбинации, а красным -- не работающие.







Уточню, что в моем понимании "хорошо" и "плохо". Плохо -- когда ручка запинается, пишет с пробелами, с трудом, и надо слишком сильно нажимать, чтобы она писала нормально. Если сразу после заправки она пишет, а на следующий день без промывки опять никак -- то это тоже имхо не рабочий вариант. Хорошо -- когда руке удобно, чернила текут легко и в нужном количестве, ручка стабильно работает, а промывать ее можно разве что во время заправки новой порции чернил.

Все ручки с карбоновыми чернилами Platinum на обычной бумаге для принтера:



Известные японские чернила Platinum Carbon недостаточно чёрные (и достаточно дорогие), зато очень водостойкие и работают почти со всеми ручками. Годная альтернатива им, вы не поверите, -- японские же карбоновые чернила Pentel для пенбрашей. Они бывают только в картриджах (больших и маленьких) и переливать их в перьевые ручки -- это извращение, но почему бы и нет? Работает же. ;) Другой приемлемый, хоть и не лучший вариант -- американские чернила Noodler's American Eel (у них много марок чёрного, *угорь* самый водостойкий). На глаз они вроде очень жидкие, но часть ручек с ними работать отказалась. И еще они ложатся слегка неровно: в начале линии бледнее, а к концу (где слой погуще) -- темнее. Это, пожалуй, неплохой эффект для каллиграфии, но в рисовании мне такое не нравится. В целом, все карбоновые/пигментные чернила сероваты, и тут ничего не поделаешь. В отличие от Платинума, Пентел с Нудлером немножко плывут от воды, но если стоячего болота на листе не разводить, то это незаметно.

Затем я стала тестировать акриловые чернила, ооочень чёрные и действительно водостойкие, ничем их не размочишь, красота: Dr. Ph. Martin's Black Star India ink, Magic Color Acrylic ink, Vallejo Indian ink, Vallejo Artist Acrylic ink. Конечно, оказалось, что ни с какими ручками всё это не работает -- слишком густые. Однако -- приятный сюрприз! -- Winsor&Newton Black ink (с пауком) и Schmincke Aero Color Finest Acrylic ink (для аэрографов) внезапно оказались с некоторыми совместимы. W&N чуть погуще: на грани фола, но работает. Теперь я думаю насчет остальных, не разбадяжить ли их водой или, допустим, глицерином (наверное, лучше потекут, но будут дольше сохнуть и смазываться). Но упоротые эксперименты я пока отложила на потом. ))



Дальше расскажу свои впечатления о каждой ручке в отдельности. Сначала самые популярные из дешёвых -- нижние в линейках Platinum и Pilot (японцы), Lamy и Rotring (немцы).

PLATINUM
Платинумов у меня несколько, и они разные по качеству даже в пределах одной марки. Platinum Carbon Pen (DP-800S) сделана специально под родные карбоновые чернила (канал в ней вроде бы пошире, чем обычно), и это моя основная *рабочая лошадка*. Там бывает только перо EF, и, как обычно у японцев, оно довольно острое, без наплыва на конце, отчего хорошо чувствуется сцепление с бумагой. Европейские ручки мне кажутся слишком "гладкими", а тут ощущение идеальное. Я купила эту ручку случайно онлайн по какой-то акции, ничего ещё не зная о Платинумах, и она мне очень понравилась. Позже в одном оффлайн-магазине в Сингапуре я купила еще одну, вроде бы такую же(?) по названию и конструкции, только на пере кроме логотипа есть иероглифы. Так вот она карбоновыми чернилами с самого начала писала неважно, с пробелами, и даже родными неводостойкими тоже не очень. Проблема то ли с фидером, то ли с пером. Третью, близкой, но чуть другой модели Carbon Desk Pen (DP-1000AN), я купила на ебее, прочитав вот этот обзор. Однако кроме блестящего хвоста, визуально она ничем не отличалась от первых двух (на пере есть иероглифы, как на №2) и писала так же неважно. Получается, что с этими дешевыми Платинумами какая-то лотерея. А моя первая ручка продолжает прекрасно работать, люблю её за тонкую линию и впечатляющую непривередливость к чернилам. Если понадобится замена, буду искать вариант без иероглифов на пере.




Как разбирается Platinum Carbon, можно посмотреть тут.
Еще я щупала "школьную" ручку Platinum Preppy, которая оказалась барахлом (брак?) и ни с какими чернилами нормально не писала (а чего вы хотите за $5).
Интересная деталь: к платинумам по размеру подходят картриджи Kuretake (маленькие, для брашпенов). В них чернила не водостойкие, но сам картридж может пригодиться, если чо. ))


PILOT Desk pen (DPN-70)
Дизайном Пилот очень похож на Платинум Карбон (чуть помассивней), тоже с пером EF. Его тонкая линия мне нравится, но есть один серьёзный изъян -- он не разбирается. Похоже, там всё запаяно, я не смогла его расковырять и не нашла об этом инфы. Сама по себе ручка неплохая, но долгой работы водостойкими чернилами, боюсь, не выдержит, фидер забьётся (жаль).


Платинум и Пилот, близнецы-братья:




ROTRING Artpen
Ещё одна из семейства длиннохвостых. )) Симпатичная ручка, работает с карбоновыми чернилами, перья сменные разной толщины, вот только EF у неё никакой не extra fine, а ближе к F, линия в полтора-два раза толще упомянутых японцев.


LAMY Al-Star F
Это аналог популярных моделей Safari и Vista (отличия в дизайне, перья те же). Конструкция добротная, но мне сразу не понравился неудобный хват: граненые бока вроде бы должны приучать новичков держать перо под правильным углом. Ммм... я новичок, но спасибо, не надо. :) Перо у нее снимается, а вот фидер нет, запаян в пластиковом корпусе: промыть можно, но если там внутри засохнет, не расковыряешь. Я слышала, что некоторые скетчеры успешно используют ручки Лами с карбоновыми чернилами Платинум, но моя оказалась очень несговорчива и приемлемо работала только с Пентелом.



ФЛЕКСЫ И КОМПАНИЯ
Дальше в коллекции ручек у меня всякие выкрутасы: золотое перо, кривое, флекс и загадочная комбинация с какой-то зеброй. Всё это -- попытки решить проблему (не)динамичной линии. Перья в перьевых ручках отличаются от традиционных, которые втыкают в держатель и макают в чернильницу. Те -- тонкие, гибкие и оттого недолговечные -- способны дать при нажатии драматичную линию от очень тонкой до очень толстой. А в ручках более надежные и жёсткие перья, и -- скучноватая, почти неизменной толщины линия. У вышеописанных Платинумов, Лами, Ротринга и Пилота она именно такая, а динамики-то хочется. Что делать?

1) взять золотое перо, оно мягче (но это дорого, а диапазон линий всё равно не очень велик);
2) взять что-то из т.н. flex-ручек -- с более мягкими/гибкими (но не золотыми) перьями;
3) взять перо, которое меняет линию не от нажатия, а от наклона (как, например, загнутый Sailor's Fude de Mannen) или от поворота (перья для каллиграфии);
4) разобрать перьевую ручку (какую не жалко) и воткнуть в неё обычное гибкое перо (упоротый хендмейд);
5) положить конец метаниям, научившись пользоваться традиционным пером и чернильницей, аминь. ))

Я ещё не созрела для последнего пункта и расскажу о своем опыте из первых четырех.

1) Самую, наверное, дешевую ручку с золотым пером делает Платинум (Platinum PTL-5000 Gold Nib EF). Если хорошо поискать, можно не разориться (мне обошлось в 36€ на ебее). Это очень приятная ручка: маленькая, как раз мне по руке, и с некоторой динамикой линии -- больше, чем у Платинум Карбон, но чудес ждать не стоит. Она безотказна, удобна в работе и совместима с основными марками водостойких чернил. Вот собственно этой парой Платинумов (карбоном и золотой) я в основном и рисую.


2) Самые доступные по цене флексы, т.е. ручки с (полу)гибкими перьями -- FPR Revolution Guru (индийский бренд) и несколько Нудлеров (американский), я взяла Noodler's Konrad. Нудлер сразу забраковала за слабый флекс и неинтересную, слишком толстую линию, зато он пригодился в экспериментах с чужими перьями (об этом ниже). FPR (Fountain Pen Revolution) мне понравился намного больше. Его тонкие линии не так тонки, как у Platinum Carbon, но диапазон действительно очень неплох. Обе эти ручки не с картриджами, а с поршнем: чтобы их заправить, надо окунуть в банку и всосать чернил. Мне не удаётся при этом не уделать хотя бы пальцы (стол и морду). Резервуар большой, и это плюс, но они иногда подтекают и промывать не так удобно, в общем я решила, что буду интересоваться только ручками с картриджами, они аккуратнее. Корпус у Revolution Guru сделан из барахлянского пластика, который быстро начинает облезать, но впрочем и цена невелика. Главное -- перо хорошее, хотелось бы попробовать воткнуть его в какую-нибудь другую ручку, но ни к одной из моих оно не подходит.



3) Sailor's Fude de Mannen -- это одна из странных ручек с гнутым пером, японцы их делают для имитации эффекта кисти. По-моему, на кисть это непохоже, мне не удается ей делать плавные переходы от тонкого к толстому. Скос кончика бывает 40 и 55 градусов, диапазон линий действительно очень широк и зависит от наклона, и в перевернутом виде она тоже пишет (примерно как EF). Из-за этой универсальности она любима некоторыми урбан-скетчерами, но рисунок она диктует очень специфический, несколько небрежный с чередованием тонких и толстых линий, и я всё никак не могу к ней приноровиться. Но вообще прикольная ручка и довольно всеядная по части чернил.



Примеры скетчей этой ручкой можно посмотреть вот здесь. Отличный обзор и сравнение с каллиграфическими перьями можно почитать вот здесь (in English), там вообще весь цикл статей шикарный о скетчинге перьевыми ручками.


4) Под занавес -- минутка нищебродского хендмейда! Народ ищет способы, как воткнуть обычное перо в перьевую ручку, -- и находит. Главное, чтобы примерно совпали размеры пера и фидера (той зубчатой хрени, на которой оно лежит). Самый популярный вариант -- китайские Jinhao x750, которых на ебее как грязи (по схожей цене). Из нее вынимают неинтересное родное перо и втыкают Zebra G (популярное японское перо для манги). Они слегка не совпадают изгибом, но немного плясок с плоскогубцами -- и франкенштейн готов. Рисует прикольно, но надежности не ждите, будет попеременно течь и сохнуть и часто требовать промывки. Разобрать/снять перо довольно трудно, очень туго сидит, поэтому такая ручка скоро забьётся или вы расплющите зубья фидера, который там довольно хилый (советую взять плоскогубцы понежнее моих). У меня этих Цзиньхао было две, и к моменту написания обзора обе заклинило намертво, так что я не смогла их как следует потестить. Но повозиться было интересно, рекомендую. Подобные эксперименты много дают для понимания совместной работы перьев, фидеров и чернил. Инструкциями по установке завален youtube и блоги. Вопрос, куда ещё можно воткнуть зебру, горячо обсуждался на reddit и профильных форумах, успехов очумелым ручкам! ))



К моему флексу Noodler's Konrad зебра тоже по размеру подходит, причем тут перо легче снимается и фидер покрепче. Чернила для неё я в таблице поотмечала красным/зеленым, но на самом деле она со всеми то работает, то нет, и мыть придется часто. И всё же традиционные перья -- на любителя, очень уж они острые, по бумаге царап-царап. ))




Некоторые практические советы:

  • у дешевых ручек нестабильное качество, мой экземпляр может какими-то чернилами писать, а ваш нет (и наоборот). Можно попробовать купить сразу пучок ));

  • толщина линии зависит не только от пера и силы нажатия, но и от густоты чернил (например, с чернилами W&N ручки пишут тоньше, чем с чернилами Платинум), кроме того со временем перья "разнашиваются" и начинают писать жирнее;

  • перо проще снять, если наклеить сверху кусочек бумажного скотча;

  • для заправки стоит обзавестись шприцом (специальным для чернил или из аптеки): это и аккуратней, и конвёртеры покупать не придется;

  • осторожней с промывкой мелких деталей над раковиной: они падают в слив с убийственной точностью! ))

Полезные ссылки с обзорами всех на свете ручек и чернил (in English):
http://www.fountainpennetwork.com
https://www.parkablogs.com

В итоге, в теме я, пожалуй, слегка разобралась. Хотя... Если у вас есть любимая ручка или чернила, о которых я не знаю, расскажите? Вдруг я их тоже полюблю. :)

Думаете, на этом всё? Ха, теперь я задумалась об идеальной бумаге! ))


Tags: инструменты, рисую, ручки и маркеры
Subscribe

Posts from This Journal “инструменты” Tag

  • *Laowa 15mm /f4*

    Это обзор объектива, но зайду немного издалека. 😁 Будучи запертой на острове на неопределенное время, я призадумалась, чем бы себя развлечь. Я очень…

  • *Мобильный Фотошоп*

    Пощупала я тут Фотошоп для iPadOS. Не, ну я понимаю нелепость самой идеи — ретушь на некалибруемом 13" мониторе. Но если временно, в…

  • *Стоковые новости*

    Конец года и начало нового на Шаттере, Фотолии и Айсе проходит у меня без рекордов, но вполне прилично. Пришлось переключиться на адобовский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments