?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

*3 года на Кипре*

8 июня 2015 года я приземлилась на Кипре. С тех пор прошло 3 года, и я до сих пор здесь живу. :) О том, почему и как это случилось, и что хорошего я тут нашла -- под катом.

02

ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ

Я никогда не была на Кипре туристом, и не собиралась, мне были безразличны местные красоты, интерес был чисто деловой: обезопасить свою стоковую работу. После Крыма в России набирали силу экономические санкции, блокировки и цензура в сети, ходили разговоры о возможном запрете банковских Swift-переводов -- сценарий опасно напоминал Иран, в котором все мои коллеги в одночасье лишились работы. Об их ситуации я знала с форума microstockgroup и списалась с одним тамошним стокером: вследствие экономических санкций западным компаниям было запрещено работать с резидентами Ирана, их аккаунты были закрыты, часть смирилась с потерей своего бизнеса, часть уехала из страны. Зимой 2014-2015 гг. это же началось в Крыму: местных фрилансеров стали банить на oDesk'е, стоках, гугл-сервисах и платежных системах -- и не было понятно, насколько далеко всё зайдёт на остальной территории России (я из Москвы). Многие международно-ориентированные бизнесы начали сворачиваться и уезжать, и я решила, что мне тоже такие риски не нужны. Для моего стокового портфеля, где много картинок в топах, даже временный бан на пару месяцев был бы катастрофой -- сидеть и ждать такого я просто не могла.

Мысли про *валить* посещали меня и раньше, уже за пару лет до того я неторопливо подумывала, куда и как может уехать фулл-тайм стокер, и почитывала иммиграционные правила разных стран. Смена паспорта была бы почти нерешаемой проблемой, но к счастью это не нужно: важно не гражданство, а резиденство, то есть -- получить где-то разрешение на временное проживание (например, на год). Это проще, но всё равно свой запрос нужно как-то обосновать.

Выбор оснований у меня был небольшой. Трудоустройство в местные компании не подходило (я больше не желала "работать на дядю"), открывать свою фирму тоже не хотелось (слишком хлопотное и неинтересное мне дело). Миллионов для инвестиций у меня нет, *запасной* национальности тоже, и замуж за местных я не собиралась. Так что оставались либо учебные визы, либо "для экономически независимых лиц": это пенсионеры, люди, живущие на ренту и дивиденды, а также авторы, получающие роялти (писатели, музыканты, художники). Такого типа временные виды на жительство выдают некоторые страны и запада (например, Испания), и востока (например, Малайзия), по ним ты не имеешь право на трудоустройство внутри страны и должен показать регулярный и достаточный для жизни доход из-за рубежа. Я не была уверена, подхожу ли я в эту категорию, и не знала ни одного стокера, кто бы так сделал. Но роялти -- это же наша тема, надо было попробовать. Вопрос, где?

Путешествовать я начала давно, но не постоянно и нигде не жила дольше пары месяцев. Это был самостоятельный туризм с уклоном в экспатство: мне нравилось приехать в новую страну и немного пожить там как местные, а не как турист. Достопримечательности интересовали мало, а вот культура, быт, всякие мелочи повседневной жизни -- очень. Поездки 2014-15 гг я уже затевала не просто как развлечение, но и чтобы приглядеться к возможным местам более долгого проживания: Балканы, ЮВА... в Латинскую Америку сгонять не успела. В итоге наверху моего списка оказался Кипр -- за относительную лёгкость подачи бумаг (многократно описанную на местных русских форумах), близость к России и Европе, мультикультурность и отсутствие языковых проблем (все говорят по-английски). Весной 2015 г. решение созрело, я вернулась в Москву из ЮВА, снова собрала чемодан и улетела на Кипр по шенгенской визе. Там всё прошло как-то быстро и по-деловому: нашла риелторскую контору, через них квартиру на год, оформила на себя всякие платежки (электричество, инет), собрала документы на visitor's permit (примерно как на Шенген: договор аренды, медстраховка, выписка из местного банка) и отнесла их в иммигрейшен. Месяца через три (киприоты неторопливы) мне выдали резидентскую карточку на год, т.н. pink slip, и я переписала все свои стоковые и платежные аккаунты на Кипр -- таким образом, программа-минимум была выполнена. Выдохнула и огляделась: оказалось, что и климат приятный, и люди, расслабленная местная культура, и еда, и море -- кажется, я получила больше, чем ожидала. ))



На этом месте меня обычно спрашивают о паспортах, пмж, перспективах и гарантиях (как будто они есть в современном мире, хех). Как вариант, визитёр на Кипре может подать на т.н. визу категории F (тоже без права на работу), она лучше тем, что бессрочная -- но и бумажек надо больше собрать, и денег больше в банке иметь. Ещё можно через 7 лет проживания попробовать подать на гражданство (заявление еще столько же лет порассматривают и скорей всего откажут). Я ни на что такое не претендую, нет ничего более постоянного, чем временное. :) Пока бабло есть, разрешают жить -- ну и спасибо, а там посмотрим. Полно интернационального народа живет на Кипре много лет, работает где-то в инетике и ежегодно обновляет visitor's permit -- примерно как в ЮВА. Ну и я так же. :)




ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

Внезапно я оказалась среди поистине вавилонского многоязычия и поняла, что это чрезвычайно комфортно. Кипр тысячелетиями был на перекрестке культур: между греками и персами, Римом и Византией, Европой и арабами, Англией и турками -- и накопил огромный опыт терпимости к любым приезжим. Англичане, немцы, русские, украинцы, сербы, болгары, румыны, ливанцы, сирийцы и вездесущие филиппинские домработницы -- кажется, это самые частые из живущих здесь экспатов, а туризм еще более многонационален.

Огромное спасибо, конечно, британцам: во все свои (бывшие) колонии они притащили не только дурацкие розетки и неправильностороннее движение, но и повсеместный английский язык. За три года я встретила всего пару человек, не говорящих по-английски, вроде деревенской бабушки на рынке. Учить греческий нет необходимости, я и не учу, но радует слышать его каждый день, его ритм и интонации, теперь для меня узнаваемые, как они мило произносят свою шепелявую фиту и звонкую кси и повторяют "нэ, дакси", "сига-сига" и "аврио" (да, хорошо, не спеша, завтра) -- слова, наилучшим образом отражающие местный менталитет. )) Я слышу, как кричит в мобильник мой сосед-мясник из лавки напротив, и думаю, что вот так же звучала уличная речь в Константинополе и почти так -- в античных полисах, и это греет душу. Культурный бэкграунд важен. Такой, чтоб вызывал хоть какую-то симпатию и сопричастность. В этом смысле большинство мест ЮВА для меня совершенно никакие, *пустые*.

compas_sm900
Культурные ориентиры)) (по первому образованию я историк)

Английский у меня был сомнительный. Я его учила давно, но несерьезно и урывками, и после универа не было никаких учителей. Но на компе всегда всё было по-английски, софт и игры, частично кино и книги, сайты и соцсети, а потом я плотно подсела на аудиокнижки, так что чтение и понимание со слуха у меня с годами прокачались очень неплохо. Но разговорные навыки были зачаточные -- почти никакой практики. Чтобы ее получить, на Кипре я стала активно искать любые случаи поговорить по-английски, годились все, кто под руку подвернется: официанты, продавцы и таксисты, и мой квартирный хозяин. Даже пустая болтовня о погоде стала увлекательным делом. )) Весьма полезными для языковой прокачки стали экспатские тусовки InterNations, где ты в баре с незнакомыми людьми еще и не слышишь половину разговора из-за громкой музыки, вообще экстрим. К тому же международное общение оказалось ценным не только ради разговорных навыков, но и увлекательным, расширяющим сознание и разрушающим стереотипы. Столько людей, которые, например, родились в смешанном браке, в детстве жили в одной стране, потом учились в другой, работали в третьей -- и не только европейцы, а кто угодно: Ближний восток, Южная Америка, Африка. Кого только на Кипр не заносит -- даже японцы и американцы попадались. Удивительно, мне стали интересны люди и их истории. :)

Вообще я интроверт с легкой формой социофобии, но жизнь заставит -- и не так раскорячишься. )) Я ждала каких-нибудь психологических проблем, о которых пишут экспаты: всё-таки обустройство в одиночку в новой стране, где нет ни коллег по работе, ни семьи, ни знакомых. Но в целом вышло на удивление ровно: ни эйфорий, ни разочарований. То ли место подходящее, то ли склад характера — обошлось без культурного шока.

В соцсетях у меня большой и интересный круг общения, я никогда не чувствую себя в изоляции. Но я постаралась организовать себе и какие-то местные знакомства, в реале. К сожалению, социальные контакты сами собой ко мне не прилипают, для этого всегда нужно приложить какие-то усилия. На Кипр, в отличие от Тая и Бали, не валят толпы моих коллег по дизайну, фото и иллюстрации: здесь есть IT-шники, но мало креативщиков, и их еще надо поискать. К тому же мне хотелось найти нерусскоязычную тусовку, так интереснее. В ход пошли форумы, фейсбук, первые контакты принесли за собой по цепочке вторые и третьи, круг потихоньку расширялся. Теперь у меня здесь есть замечательные и русско-, и англоязычные друзья. Самыми перспективными оказались разные обучательные группы: ничто так крепко не сводит вместе людей, как общие увлечения.

*Языковой барьер* с грохотом упал. Мой английский всё ещё умеренно ужасен, зато теперь я выдаю его совершенно бесстыдно и со скоростью пулемета. )) Стесняться нечего, здесь он у всех неродной, разнообразие акцентов радует слух, а сами британцы демонстрируют удивительное благодушие по поводу того, что мы вытворяем с их языком. )) Теперь у меня есть опыт не только разговоров о погоде -- но и в иммигрейшене, в банках и больницах, на сложные темы, где, бывало, не хватало лексики -- и ничего, всегда можно как-то выкрутиться. Даже самый мой напряг -- телефонные звонки в учреждения -- больше не вызывают паники. А уж теперь разрулить то же самое, но в Москве и по-русски -- вообще легче некуда, почему меня это раньше напрягало? Всё познаётся в сравнении. :)




НЕ РАЙ, НО ВСЁ РАВНО НЕПЛОХО

В буклетах для туристов Кипр описывают как рай земной, но это, конечно, не так. ;) Во-первых, тут нету яблонь жарко и сухо. Летом +32-38, высушенная солнцем трава, песок и камни -- с конца апреля по начало октября на побережье не бывает дождя. Весной-осенью периодически приносит пыль, которую здоровые люди вроде не замечают, но астматикам нехорошо. Я сомневалась, подойдет ли мне жаркий климат (в Бангкоке начинала валиться в обморок уже при +32), но оказалось, что всё ok, здесь нет такой влажной духоты. Но, конечно, в разгар лета я не бегаю в полдень по солнцепёку, как туристы)) а сижу дома под кондёром.

Во-вторых, на Кипре провинциально. Это маленький остров с населением меньше миллиона, многие современные сервисы просто невостребованы. Общественный транспорт работает абы как. Европа казалось бы недалеко, но до многих мест нет прямых авиарейсов. Инет быстрый, но дорогой и со странным перекосом трафика (аплод в 10 раз медленнее даунлода). Нет антикафе и коворкингов. Нет аймакса. Нет убера. Всего одна Икея! )) Мало интересных культурных событий. Допоздна мало что работает, в выходные большинство магазинов закрыто, среда -- полувыходной (до обеда), перерыв на обед -- часа 2-3. Часто приходится покупать нужное онлайн из Европы (зато почта работает хорошо). Лимасол, второй по величине город Кипра, имеет в основном застройку до 6 этажей. Я живу на пятом, а вокруг семейные 1-2 этажные дома с садиками, по выходным улицы пустеют и разносится шашлычный дух -- ощущения как на даче. )) Безмятежно, но скучновато, поэтому я каждые пару месяцев стараюсь куда-нибудь слетать за впечатлениями, а потом домой -- тихо поработать.

03


У соседей в палисадниках апельсины, лимоны и прочие цитрусы -- как у нас яблони.

В-третьих, на Кипре есть зима, и она совсем не такая теплая, как в Тае. Днем +15-20, но день короткий, а ночью может быть +5-7, дома без отопления, народ спасается чем может. Электричество дорогое, а газовые обогреватели дешевы, но пахнут. И пол сцуко холодный. Это проблема всего Средиземноморья, на Лазурном берегу такая же фигня. ))

В-четвертых, иметь общие дела с киприотами может быть неудобно из-за их неспешности и разгильдяйства. Не в такой запущенной форме, как у индусов, конечно. ))) Но бежать на встречу минута в минуту и рвать жопу на работе -- это не в средиземноморском стиле. Лучше попить кофию и поболтать, потом немного поработать и побольше времени провести с многочисленной семьей и друзьями. Мне, в общем, этот подход симпатичен. В вечном евросоюзном споре между немцами (которые ой прям какие молодцы и работяги) и греками (которые ой какие лентяи и халявщики) я, конечно, на стороне греков. :)

12
Местный ксинистери -- для долгих летних вечеров. ))

В пятых -- Кипр, конечно, не Лазурный берег, но и не бюджетное место для жизни. Балканы, Грузия, ЮВА -- дешевле. Пока мой стоковый конвеер крутится исправно, я могу спокойно тратить полторы-две штуки евро в месяц на житьё (не считая путешествий), но для многих моих коллег -- фрилансеров и стокеров -- это дорого.

В шестых, Кипр не в Шенгене. С местной карточкой я могу безвизово въехать в Болгарию, Румынию и Хорватию, но для Европы нужна шенгенская виза. Можно делать на месте, но я предпочитаю в Москве -- там надольше дают.

А в остальном, прекрасная маркиза, всё действительно хорошо. Каждый день светит солнце, и больше не нужно выжимать из себя оптимизм, он как-то удаётся сам собой. Выглянешь на улицу -- и тёплый ветер в лицо, как будто мир улыбается и рад тебя видеть. Оказалось, что это важно. Зима короткая и зелёная. Затяжных дождей не бывает. Двух пасмурных дней подряд не бывает, даже один совсем без солнца -- вряд ли. Листопада тоже нет. Впрочем, если нужно, можно в горы подняться, там даже снег зимой бывает. Внезапно -- я теперь люблю зиму, потому что зимою грозы! А весной цветут апельсины и миндаль, и всё такое свежее, ещё невыгоревшее. А осенью драматические закаты, и снова всё начинает зеленеть, как вторая весна. Море плещется красиво круглый год, я каждое утро с балкона проверяю: ага, на месте. Это важно, чтобы море было, чтобы видеть на горизонте бесконечность и корабли. И пляжи есть действительно красивые, и скалы, и пальмы, и сосны, и прочая природа, в которой даже зимой что-то цветёт. Еда простая и понятная. И котики. Не, ну не в смысле еды. )))

Приятное место для жизни. Немного расслабляющее и пенсионерское, но хорошее, если правильно пользоваться. "Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря". Желательно, в провинции другой империи. ;)

Я узнала кое что новое о себе и мире, многому научилась, приобрела бесценный опыт и здорово себя зауважала, в общем -- вся эта кипрская история оказалась вроде как вынужденным, но крайне полезным приключением. Подала недавно доки на свой четвертый visitor's permit, уезжать пока не собираюсь. :)

09

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
aravskaya
Jun. 8th, 2018 06:37 am (UTC)
как уютно)
voin_sveta_s
Jun. 8th, 2018 06:47 am (UTC)

Спасибо, что поделилась! Очень интересно :)

omm_m
Jun. 8th, 2018 06:51 am (UTC)

Очень интересно, после этого поста внесу Кипр в мою тракторную табличку) 1500-2000 - это включая жильё?

6ruk
Jun. 8th, 2018 06:58 am (UTC)
Да, включая всё, кроме медицины и дорогих нерегулярных покупок типа "пианино" или "новый фотик".
more_inga
Jun. 8th, 2018 07:00 am (UTC)
Как здорово! Меня сейчас зазывают переехать на Кипр, ваш пост очень полезен! )
6ruk
Jun. 8th, 2018 08:35 am (UTC)
Велкам! :)) Из Латвии-то, я так понимаю, вообще никаких визовых заморочек.
(no subject) - more_inga - Jun. 8th, 2018 02:04 pm (UTC) - Expand
o_yavir
Jun. 8th, 2018 07:11 am (UTC)
Спасибо за такой подробный, душевный, прекрасный рассказ! :)
kovaleva
Jun. 8th, 2018 07:17 am (UTC)
и в очередной раз очень интересно. полностью согласна с мыслью об отсутствии перспектив и гарантий. все что есть, есть только сейчас.
antalogiya
Jun. 8th, 2018 07:27 am (UTC)
Спасибо за то что поделилась опытом! Я тоже присматриваюсь, куды бечь... Но у меня знатное ограничение в финансах, до тыщи евро в месяц надо укладываться и видимо Кипр я не потяну
6ruk
Jun. 8th, 2018 07:44 am (UTC)
Грузия, имхо, интересный бюджетный вариант. Для российских паспортов (и вроде остальных наших тоже) безвизовое проживание год(!) с правом на работу(!) и не облагаются налогом доходы из-за рубежа(!). Дальше либо визаран, либо несложно оформить внж. Сама в эту сторону не копала, но вроде бы выглядит неплохо.
(no subject) - antalogiya - Jun. 8th, 2018 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - 6ruk - Jun. 8th, 2018 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - antalogiya - Jun. 8th, 2018 08:02 am (UTC) - Expand
voe_voda
Jun. 8th, 2018 07:34 am (UTC)
Очень интересно, спасибо)
zhurzhar
Jun. 8th, 2018 07:47 am (UTC)

Как вы интересно пишите! Одно удовольствие читать. Не меньшее, чем рассматривать ваши рисунки.

fandorina_liza
Jun. 8th, 2018 08:52 am (UTC)
понравилось то, как ты написала, что не надо выжимать из себя оптимизм )
а как твои родные реагировали на то, что ты уехала?
6ruk
Jun. 8th, 2018 09:18 am (UTC)
Положительно. Ну родители же всегда хотят, чтоб их детям было хорошо. :)
Видимся реже теперь, конечно, но общаемся по скайпу постоянно, и я в Москву заезжаю пару раз в год.
С братом книжку сделали "на удалёнке".)) Иллюстратор на Кипре, автор в Москве, редактор в Подмосковье, печатник в Киеве. ))
(no subject) - fandorina_liza - Jun. 8th, 2018 12:20 pm (UTC) - Expand
zakharova
Jun. 8th, 2018 09:01 am (UTC)
Спасибо, что поделились, очень интересно и есть над чем задуматься! Скажите, а как с налогами на Кипре? По налоговой форме, скажем, Шаттера, для россиян - 0% ставка, а с переводом стока на Кипр, сколько она составляет?
6ruk
Jun. 8th, 2018 09:11 am (UTC)
Тоже 0%.
(no subject) - zakharova - Jun. 8th, 2018 09:16 am (UTC) - Expand
nikiteev
Jun. 8th, 2018 10:04 am (UTC)
Крутой пост, ждал его, но не знал, что он всё-таки появится) Это всё очень интересно)
6ruk
Jun. 8th, 2018 10:05 am (UTC)
Решила приурочить к красивой дате)) но не ждать до 5 лет))
zakharova
Jun. 8th, 2018 11:06 am (UTC)
Скажите, а какие-то налоги надо платить в кипрскую казну от доходов со стоков, находясь по этой визе?
6ruk
Jun. 8th, 2018 11:10 am (UTC)
Ну, их положено платить где-то: либо на Кипре, либо в России, там есть разные нюансы и "серые зоны". Эти вопросы стоит обсуждать не со мной, а с налоговыми консультантами. :)
(no subject) - azuzl - Jun. 8th, 2018 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 6ruk - Jun. 8th, 2018 06:06 pm (UTC) - Expand
pictulandra
Jun. 8th, 2018 11:17 am (UTC)
Инет быстрый, но дорогой и со странным перекосом трафика (аплод в 10 раз медленнее даунлода).
у меня тоже самое. Но только разница в три раза.
6ruk
Jun. 8th, 2018 11:26 am (UTC)
Это вот тоже несовременный какой-то пережиток, как мне кажется. Из тех времен, когда народ только скачивал что-то из инета, и ничего не закачивал. А сейчас облачные сервисы вроде дропбокса требуют постоянного аплода, так что эта скорость тоже важна.
Olena Pyankova
Jun. 8th, 2018 11:21 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно. Мне, человеку, пережившему одну иммиграцию и косящемуся на ещё одну))) - просто мега интересно и полезно. Все в наших руках и нужно мечтать и двигаться вперёд.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 55 comments — Leave a comment )

Profile

6ruk
Аня Кучерова
www.6ruk.ru

Tags

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel